История Понтийских греков, посвященная Дню геноцида 19 мая
МИФОЛОГИЯ
Первые намеки греческого присутствия в Черноморской области могут быть прослежены в греческой мифологии. Это — область, куда Ясон и аргонавты приплыли в поисках Золотого Руна. Миф был записан Аполлонием Родосским в его работе, «Аргонавтика». Современные историки датируют экспедицию Арго приблизительно в 1200 году до н. э., основываясь на описании, данном Аполлонием.
КОЛОНИЗАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ
Самое раннее известное письменное описание Понта, однако, принадлежит Сцилаксу из Корианды (греч. Σκύλαξ ο Καρυανδεύς конец VI — начало V вв. до н. э.), который описал греческие поселения в этом районе
Поселения стали устойчивыми и прочными городами только к 8 и 7 векам до н.э., о чем свидетельствуют археологические находки. Это хорошо согласуется с датой основания Синопа, самой древней из греческих колоний в этом регионе, - 731 г. до н.э., как сообщает Евсевий Кесарийский.
Поселенцы Синопа были торговцами из Ионийского греческого города-государства Милета. После колонизации берегов Чёрного моря, известного до того времени греческому миру как Pontos Axeinos (Неприветливое море), название было изменено на Pontos Euxeinos (Гостеприимное море).
В своем учении Диоген пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность.
Одновременно с аскетизмом Диоген отвергал понятия брака, отечества, первым введя в обиход слово «космополит», презирал условности.
К наиболее известным легендам о Диогене относятся встреча с Александром Великим, царем Македонии, не только создавшим, первую "международную" империю, но наследие которого также включало создание новых культурных стандартов на обширной, ранее дифференцированной территории.
Язык и возникновение термина “Понтийцы”
Греки Понта (самоназвание Ромеи, то есть римляне) традиционно говорят на понтийском диалекте греческого языка - отдельной форме стандартного греческого языка, который, в силу удаленности Понта, претерпел лингвистическую эволюцию, отличную от эволюции остального греческого мира¹. Который в свою очередь даже некоторое время был запрещён к преподаванию в самом Понте, и воспринимался как язык села или деревень.
Языковая линия понтийского языка восходит к ионическому греческому через койнэ и византийский греческий с большим количеством архаизмов и содержит заимствования из турецкого и, в меньшей степени, персидского и различных кавказских языков.
Как упоминалось выше греко-язычное и турецко-язычное христианское население Понта до обмена называло себя Ромеями, в то время как традиционно местные элиты придерживались позиции смягчения своих различий с другими греками и ограничения их особенностей. Примером такого отношения было то, что в Трапезундской школе образования использование понтийского языка было запрещено. Однако в первом десятилетии 20-го века, с ростом сепаратистских тенденций понтийской элиты и планов создания независимой Понтийской республики, а также после создания Комитета по изучению Понта, термин "понтийский" впервые был использован для обозначения всего греко- и турецко-язычного христианского населения Причерноморья и Кавказа. В отличие от этого, в просторечии национальное прилагательное "понтийский" относилось только к выходцам из Понта.
В рамках более широкой понтийской идентичности существовали сильные местные различия, поскольку отдельные люди обычно больше идентифицировали себя со своим городом или провинцией, чем с Понтом в целом.
Понтийцы всегда признавали себя неотъемлемой частью эллинизма, как самые греческие из греков (Транделины, т.е. тридцать раз греки), считая Грецию своей “патридой”, землей своих предков.
Постепенное формирование единой понтийской идентичности начало происходить после того, как первый поток беженцев переселился в Грецию после 1922 года. Благодаря широкой издательской инициативе понтийцев в Греции стали известны многочисленные свидетельства, а в историографии появились важные работы, рассказывающие о геноциде, беженстве, политических и военных процессах, предшествовавших окончательному обмену, такие как Черная Библия трагедии Понтоса 1914-1922 гг. Вторая мировая война и Гражданская война заморозили процессы формирования понтийской памяти и идентичности; издательская инициатива постепенно возобновляется, с книги Георгиоса Лампсидиса "Топал Осман", работы, в которой преследование понтийского элемента турецким национализмом впервые было охарактеризовано как геноцид. После диктатуры полковников понтийская идентичность под руководством интеллектуалов, в основном левоцентристского толка, выражалась в росте понтийских ассоциаций, организованном политическом давлении с целью признания геноцида понтийцев и, что более важно, в создании опорных точек памяти, таких как создание юридического лица публичного права Панагия Сумела в Иматии.
Образование
О богатой культурной деятельности понтийских греков свидетельствует количество учебных заведений, церквей и монастырей в регионе. Среди них - Трапезундский Фронтистерион, действовавший с 1682/3 по 1921 год и послуживший основным стимулом для быстрого распространения греческого образования по всему региону. Здание этого учебного заведения до сих пор остается самым впечатляющим памятником понтийской греческой культуры в городе.
Другим известным учреждением был Аргируполис, построенный в 1682 и 1722 годах соответственно, 38 средних школ в регионе Синоп, 39 средних школ в регионе Керасунда, множество церквей и монастырей, наиболее примечательными из которых являются церкви Святого Евгения и Святой Софии в Трапезунде, монастыри Святого Георгия и Святого Иоанна Вазелоноса, и, возможно, самый известный и высоко ценимый из всех, монастырь Панагия Сумела.
В 19 веке понтийские греческие общины построили сотни школ в Трапезундском вилайете, благодаря чему уровень грамотности в регионе был одним из самых высоких в Османской империи. Греки Кайкара, которые, согласно османским налоговым отчетам, приняли ислам в 17 веке, также были признаны за свои образовательные учреждения. Учителя из долины Оф давали образование тысячам анатолийских суннитов и суфиев в домашних школах и небольших медресе. В некоторых из этих школ наряду с арабским (и в меньшей степени персидским или османским турецким) преподавался понтийский греческий язык. Хотя Ататюрк запретил эти медресе в ранний республиканский период, некоторые из них продолжали функционировать до второй половины XX века из-за их удаленного расположения. Влияние этого образовательного наследия продолжается и по сей день: многие выдающиеся религиозные деятели, ученые и политики происходят из районов, находящихся под влиянием суфийских орденов Накшбанди понтийского греческого происхождения в Офе, Кайкаре и Ризе, среди них президент Эрдоган, чья семья происходит из деревни Потамия.
Музыка
На музыкальные стили, как и на языковые особенности и другие культурные черты, повлияла топография Понта. Горы и реки этого района препятствовали общению между понтийскими греческими общинами и заставляли их развиваться независимо друг от друга. Также значительную роль в формировании понтийской музыки сыграло соседство с различными негреческими народами на окраинах Понтийского региона. По этой причине мы видим, что музыкальный стиль восточного Понта имеет значительные отличия от стиля западного или юго-западного Понта. Понтийская музыка Карса, например, демонстрирует явное влияние музыки Кавказа и элементов из других частей Анатолии. Музыка и танцы турок из Черноморского региона очень похожи на греческую понтийскую, а некоторые песни и мелодии являются общими. За исключением некоторых причитаний и баллад, эта музыка исполняется в основном для того, чтобы под нее танцевали.
Важной частью понтийской музыки являются акритские песни, героическая или эпическая поэзия, положенная на музыку, возникшая в Византийской империи, вероятно, в 9 веке. Эти песни воспевали подвиги акритов, пограничников, защищавших восточные границы Византийской империи.
Самым популярным инструментом в музыкальной коллекции понтийцев является кеменче или лира, которая тесно связана с другими смычковыми музыкальными инструментами средневекового Запада, такими как скрипка Кит и ребек. Также важны другие инструменты, такие как ангион или тулум (разновидность волынки), давул, разновидность барабана, шиляврин и кавал или гавал (труба, похожая на флейту).
Танцы
Понтийский танец сохраняет аспекты персидского и греческого танцевальных стилей. Танцы, называемые Horoi/Choroi (греч. Χοροί), единственное число Horos/Choros (Chorus) (греч. Χορός), что означает буквально "Танец" как на древнепонтийском, так и на современном греческом языках, являются круговыми по своей природе и каждый характеризуется отдельными короткими шагами. Уникальным аспектом понтийского танца является тремуло (греч. Τρέμουλο), представляющее собой быстрое встряхивание верхней части туловища при повороте спины вокруг своей оси. Как и другие греческие танцы, они танцуются в линию, а танцоры образуют круг. Понтийские танцы также напоминают персидские и ближневосточные танцы, поскольку их не ведет один танцор. Наиболее известными понтийскими танцами являются Тик (танец), Серра, Махерия или Пирехейос, Коцари и Омал. Другие, менее распространенные танцы включают Летсина, Дипат, Подараки и Ациапат.
Танец Серра
Геноцид и Миграция коренного населения с территорий нынешней Турции
Геноцид греков (греч. Γενοκτονία των Ελλήνων, Genoktonia ton Ellinon), включавший геноцид понтийцев, был систематическим убийством христианского османского греческого населения Анатолии, которое осуществлялось в основном во время Первой мировой войны и после нее (1914-1922) на основе их религии и этнической принадлежности. Он был совершен правительством Османской империи во главе с тремя пашами и правительством Великого национального собрания во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком, против коренного греческого населения империи. Геноцид включал в себя массовые убийства, насильственные депортации, сопровождавшиеся маршами смерти через Сирийскую пустыню, изгнания, казни без суда и следствия, а также уничтожение культурных, исторических и религиозных памятников восточной православной церкви. Несколько сотен тысяч греков погибли в этот период. Большинство беженцев и выживших бежали в Грецию (увеличив численность населения Греции более чем на четверть). Некоторые, жители восточных провинций, нашли убежище в соседней Российской империи.
К концу 1922 года большинство греков Малой Азии либо бежали, либо были убиты. Оставшиеся были переселены в Грецию в соответствии с условиями обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году, который официально оформил исход и запретил возвращение беженцев. В этот период Османская империя подвергала аналогичным нападениям и другие этнические группы, включая ассирийцев и армян, и некоторые ученые и организации признают эти события частью одной и той же политики геноцида.
Греческое правительство вместе с Патриархией собрало цифры, утверждая, что в общей сложности был убит миллион человек. Группа американских исследователей в ранний послевоенный период установила, что общее число убитых греков может приближаться к 900 000 человек. Эдвард Хейл Бьерстадт, писавший в 1924 году, заявил, что "согласно официальным свидетельствам, турки с 1914 года хладнокровно убили 1 500 000 армян и 500 000 греков, мужчин, женщин и детей, без малейшей провокации." 4 ноября 1918 года Эмануэль Эфенди, османский депутат от Айдина, критиковал этнические чистки предыдущего правительства и сообщил, что 550 000 греков были убиты в прибрежных районах Анатолии (включая побережье Черного моря) и на Эгейских островах во время депортаций.
Согласно различным источникам, число погибших греков в Понтийском регионе Анатолии колеблется от 300 000 до 360 000 человек. Меррилл Д. Петерсон приводит число погибших понтийских греков в 360 000 человек. Согласно Джорджу К. Валаванису, "человеческие потери среди понтийских греков со времен Великой войны (Первой мировой войны) до марта 1924 года можно оценить в 353 000 человек в результате убийств, болезней и других причин." Валаванис вывел эту цифру из отчета Центрального понтийского совета в Афинах за 1922 год, основанного на Черной книге Вселенского патриархата, к которой он добавляет "50 000 новых мучеников", которые "были включены в реестр к весне 1924 года".
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (КППГ) была принята Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 года и вступила в силу в январе 1951 года. Она содержит юридическое определение геноцида. До создания термина "геноцид" уничтожение греков Османской империи было известно грекам как "резня" (по-гречески: η Σφαγή), "великая катастрофа" (η Μεγάλη Καταστροφή) или "великая трагедия" (η Μεγάλη Τραγωδία). Османские и кемалистские националистические убийства греков в Анатолии представляли собой геноцид в соответствии с первоначальным определением и международным уголовным применением этого термина, как в международных уголовных трибуналах, уполномоченных Организацией Объединенных Наций.
Союзники по Первой мировой войне осудили массовые убийства, спонсируемые османским правительством. В 2007 году Международная ассоциация исследователей геноцида приняла резолюцию, признающую османскую кампанию против своих христианских меньшинств, включая греков, геноцидом. Некоторые другие организации также приняли резолюции, признающие османскую кампанию против христианских меньшинств геноцидом, как и национальные законодательные органы Греции, Кипра, США, Швеции, Армении, Нидерландов, Германии, Австрии и Чехии.
Репрессии и Депортации в СССР
Греческая операция НКВД (греч. Eλληνική επιχείρηση της ΛΚΕΥ) — массовые репрессии против греков Советского Союза, проводившиеся в период «Большого террора» в рамках «национальных» операций НКВД. Основной этап операции начался 15 декабря 1937 года и продолжался до марта 1938 года; отдельные аресты продолжались и впоследствии. Было арестовано примерно 15 тысяч греков — как граждан СССР, так и подданных Греции, проживавших в СССР. Основными регионами репрессий стали Краснодарский край РСФСР и Донецкая область Украины. На Кубани было арестовано около 5200 лиц греческой национальности (примерно половину их составляли граждане Греции), на Донбассе — около 4500 (практически все — граждане СССР). В Абхазии и Аджарии арестована 1 тысяча греков.
Депортация советских греков (греч. Εκτοπισμός Ελλήνων της Σοβιετικής Ένωσης, русск: Депортация греков в СССР) - серия принудительных переселений греков из Советского Союза, которая была проведена по приказу советского лидера Иосифа Сталина и осуществлялась НКВД и МВД в 1942, 1944 и 1949 годах. Она затронула в основном понтийских греков Черноморского побережья, прежде всего из Краснодарского края, откуда они были депортированы, что привело к этнической чистке этого региона. Депортированные советские и иностранные греки, проживавшие на побережье Крыма и Кавказа, были переселены в вагонах для скота на территорию современных Казахстана и Узбекистана, а их имущество, оставшееся после депортации, было конфисковано. После десталинизации в 1950-х годах некоторые греки вернулись в свои родные места, но большинство предпочло эмигрировать в Грецию, что ознаменовало конец многовековой греческой общины на Черноморском побережье. По оценкам, три волны депортации затронули от 70 000 до 80 000 греков. К концу депортации погибло не менее 15 000 греков. Некоторые ученые характеризуют депортацию как геноцид против греков.
Выжившие, депортированные народы наряду с греками понтийцами стали труд-армейцами. Им запрещалось покидать новое место жительства, нарушение этого положения каралось каторжными работами до 20 лет.
Трудно было бы выжить в условиях сильнейшего морального надлома и физических тягот, если бы не поддержка и сочувствие местного населения.
Греки Понтийцы сегодня
Греки Понта Эвксинского или Понтийцы, насчитывают сегодня около двух миллионов человек.
Они рассеяны по всему миру, в основном в Греции 2 млн человек, шести государствах бывшего СССР
(Украина 91,5 тыс, Россия 91 тыс, Грузия 15 тыс, Казахстан 12700, Узбекистан 9500, Армения 4000), Германии 100 тыс, Австралии 56 тыс и Северной Америке (США 200 тыс, Канада 20 тыс).
Знаменитые понтийские греки.
Древние
Диоген Синопский
Бион Бористенский
Страбон
Филетер (ок. 343 до н. э. - 263 до н. э.)
Митридат VI Евпатор
Маркион Синопский
Аквила Синопский
Евагрий Понтийский
Средневековье
Алексий II Трапезундский
Вселенский патриарх Иоанн VIII
Вселенский патриарх Максим V
Михаил Панаретос
Георгий Амируцес
Григорий Хониадес
Георгий Трапезундский
Василий Бессарион
Современные
Иоаннис Аманатидис; Георгий Андреадис; Питер Андрикидис; Диана Анфимиади; Антонис Антониадис; Йоаннис Аврамидис; Константин Базелюк; А.И. Беззеридис; Жорж Кандилис; Александр Делигианнидис; Лефтер Кючюкандонядис; Алекс Димитриадис; Одиссеас Димитриадис; Иоаннис Фетфатзидис; Адонис Георгиадис; Георгиос Георгиадис (футболист, родился в 1972 году); Георгиос Георгиадис (футболист, родился в 1987 году); Георгий Гурджиев; Никос Капетанидис; Майкл Катсидис; Стелиос Казанцидис; Евгений Хачериди; Матайос Кофидис; Саввас Кофидис; Венеция Котта; Архип Куинджи; Филон Ктенидис; Майк Лазаридис; Ангелики Лаиу; Юрий Лодыгин; Стэн Лонгинидис; Такис Луканидис; Димитрис Мелиссанидис; Иоаннис Мелиссанидис; Костас Несторидис; Александрос Николаидис; Апостолос Николаидис; Демис Николаидис; Лазарос Пападопулос; Стефанос Пападопулос; Пантелис Пантелидис; Мимис Папаиоанну; Теодорос Папалукас; Лефтерис Пантазис; Димитриос Парцалидис; Иоаннис Пассалидис; Вула Патулиду; Димитрис Псатас; Виктор Сарианиди; Иван Саввидис; Гиуркас Сейтаридис; Николаос Сиранидис; Георгиос Склирос; Памфилия Танаилиди; Такис Терзопулос; Хрисанфос Теодоридис; Василис Торосидис; Василис Н. Триантафиллидис; Владимир Триандафиллов; Матайос Цахуридис; Иован Цаус; Маркос Вафиадис; Александрос Ипсилантис; Деметриос Ипсилантис; Федор Юрчихин; Никос Ксантопулос; Майк Замбидис; Артур Сиссис; Александр Ипсилантис; Маркос Вафеадис; Янис Пасалидис; Вула Патулиду; Федор Юрчихин
Автор:
Никос Андрианидис
Соавтор:
Артемиос Бехливанидис
Библиография и источники:
https://www.greece.org/pontian-greek-genocide-remembrance/; https://www.persee.fr/docAsPDF/spgeo_0046-2497_1994_num_23_3_3306.pdf; https://en.wikipedia.org/wiki/Pontic_Greeks; https://el.wikipedia.org/wiki/Γενοκτονία_των_Ελλήνων_του_Πόντου; https://en.wikipedia.org/wiki/Deportation_of_the_Soviet_Greeks; https://en.wikipedia.org/wiki/Acritic_songs; https://www.youtube.com/watch?v=3ShDXHpX8H4; https://en.wikipedia.org/wiki/Argonautica; trenfo.com/ru/история/биографии/скилак-2; https://en.wikipedia.org/wiki/Diogenes; https://commons.princeton.edu/mg/narratives/empires/alexander-the-great/#:~:text=The conquests of Alexander should,a broad%2C previously differentiated territory.; https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Roman_Empire_with_dioceses_in_400_AD.png; https://en.wikipedia.org/wiki/Greek_genocide;